Мы не можем стать такими, какими хотим, пока не примем себя такими, какими не хотим быть.

Я поняла эту очевидную истину в результате многолетних тщетных попыток изжить в себе качества, которые мне казались «нехорошими», «отвратительными», «неправильными», «неприятными», «несправедливыми», «грубыми» и т. п. Я всегда хотела быть совершенной и с самого рождения была упрямой перфекционисткой. Вследствие этого, как только я отмечала в себе черту характера или манеру поведения, которую считала плохой, я тотчас старалась взять себя в руки, исправиться и больше не вести себя так.

Немало времени ушло у меня, чтобы только научиться себя контролировать, после чего еще много лет я упражнялась в самоконтроле и постоянно испытывала чувство вины. В конце концов я поняла, что если не приму в себе те черты, от которых хочу избавиться, то мне никогда не стать такой, какой я хочу. Тогда-то я и смогла на практике убедиться в необычайной эффективности приятия. Нет более мощного средства, чем полное, тотальное приятие, чтобы преобразовать манеру поведения или черту характера в ту, к какой мы стремимся. В глубине души я знала, что перемена в нас происходит автоматически в тот самый момент, когда мы истинно принимаем себя.

Вернемся к примеру с ложью. Я тоже не выносила, когда мне лгали. Моя мама часто говорила: «Лучше пощечина, чем ложь в лицо». Я думала точно так же. Тем труднее было моему эго, когда обнаружилось, что я сама лгунья. Теперь мой процесс завершен: когда человек мне лжет, моя первая реакция — это понимание его страха. Я осознаю, что он не лжец — он чего-то боится. Когда я ловлю себя на том, что лгу, я тотчас спрашиваю себя: «Чего я боюсь в данной ситуации? Что заставляет меня лгать?» Разобравшись, я принимаю этот страх, мысленно благодаря своего БОГА за то, что указал мне на него, и обещаю: «Я осознаю свой страх и однажды сумею преодолеть его».

Подытоживая сказанное, хочу подчеркнуть, что принять себя — не значит всю жизнь оставаться такими, какими мы не хотим быть. Напротив, мы будем такими все реже и реже. Вдобавок нас ждет приятный сюрприз: вскоре мы обнаружим, что сами собой становимся такими, какими хотели.

Истинное приятие может быть достигнуто только тогда, когда мы примем как позитивный, так и негативный аспект всякого качества.

Вот еще одно откровение, которое очень ободрило меня, когда оно мне явилось. Я искренне верила, что приняла себя в позитивных аспектах своего характера и что оставалось поработать лишь над аспектами, которые принято называть «негативными».

Приведу пример из своей собственной жизни. Человек я довольно динамичный. У меня в роду все были такими, и я годилась и радовалась, что мне это передалось. В этом аспекте я ничего менять не собиралась, поскольку считала его позитивным. Я была убеждена, что принимаю себя такой и принимаю динамичных людей. Что меня раздражало и что мне было трудно принять, -- так это медлительность в людях, будь то за рулем, при ходьбе, в манере говорить, задавать вопросы, короче — во всем. 

Теперь я точно знаю, что не вполне принимала в себе эту динамичность. Я осознала, как часто ругала себя за то, что слишком спешу, что забываю важные вещи, или когда спотыкаюсь и падаю, поднимаясь или спускаясь по лестнице бегом. Я вспомнила множество случаев, когда моя торопливость играла со мной злую шутку, и я потом сердилась на себя. Короче, я часто не принимала себя такой. Помню, как я злилась на секретаршу, когда та делала ошибки, поскольку пыталась печатать слишком быстро. Я всякий раз говорила ей, что лучше работать не спеша, но качественно, и проверять напечатанное, прежде чем отдавать мне. Я не осознавала, что мне и самой было бы неплохо следовать этому совету.

Все это я говорю к тому, что ты не должен пытаться всегда быть тем, что считаешь в себе положительным. Кто сказал, что динамичность — это положительная черта, а медлительность — отрицательная? Надо понимать: каждый человек — личность, у каждого свой ритм, и мы должны уважать его индивидуальность. Только так ты узнаешь, в каких случаях действительно принимаешь себя. Это не значит, что 50% времени ты должен вести себя позитивно, а другие 50% — негативно. В каждом человеческом качестве присутствуют оба аспекта, и мы должны испытать их все, чтобы определить, принимаем мы их или нет. Например, быть внимательным и рассеянным, богатым и бедным, щедрым и жадным, эгоистом и альтруистом, требовательным и снисходительным, гулякой и аскетом, вежливым и грубым, сдержанным и вспыльчивым, и т. п.

Ты увидишь, что аспект поведения, который считается негативным, порой может оказаться очень полезным для тебя. Заметил ли ты, что, когда ты слишком стараешься быть «хорошим» в общепринятом смысле слова, ты нередко впадаешь в крайности и выходишь за рамки своих возможностей? Например, если ты слишком добр, ты позволяешь другим злоупотреблять твоей добротой и в результате сильно страдаешь. Вот почему разумнее позволять себе проявлять оба аспекта поведения в зависимости от ситуации.

От всей души надеюсь, что ты полон желания использовать изложенные в этой книге рекомендации в своей жизни ради любви к себе. Напоминаю: пока тот или иной опыт не пережит тобой с тотальным приятием, то есть без каких бы то ни было суждений, обвинений, чувства вины и сожалений, тебе придется переживать его снова и снова, вплоть до осознания тобой причины его тяжких последствий.

Таким вот образом мы понемногу и становимся более разумными и ответственными. Мы решаем выбирать в своей жизни лишь то, что приносит нам радость, и избегать того, что приводит к неприятным последствиям. Как видишь, стороны треугольника «ответственность — разум — любовь» неразрывно связаны между собой.

Если несмотря на все твои усилия, убежденность и мучительные страдания ты не можешь принять какой-либо аспект себя или другого человека, прими хотя бы тот факт, что пока тебе это не под силу. Это тоже форма приятия и шаг в направлении лучшего существования. Советую тебе для начала практиковать приятие в относительно простых для тебя ситуациях. Полное приятие — это поступать так, как подсказывает душа, и всегда говорить ей: «ДА, ты права».

Глава из книги Лиз Бурбо «Слушай своё тело — твоего лучшего друга на Земле».

источник